Стихи и Проза

17. Богоматерь Владимирская

Просмотров 268   |   Комментариев 0   |   Поддержка
СЕМНАДЦАТАЯ ГЛАВА ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".
Для того, чтобы начать разговор о живописи средних веков, по-моему, нет примера более подходящего, чем икона "Богоматерь Владимирская".
Изобразительное искусство тех времен было, как известно, главным образом не светским, а религиозным, в русле задач церкви.
Мне кажется, было бы интересно разобраться, почему это так и является ли это делом хорошим и правильным или же неправильным и плохим. Интересно было бы поставить вопрос даже более широко: а каково вообще взаимоотношение господствующей государственной идеологии и искусства? Известно, что буржуазные демократы очень критикански сравнивают положение советского искусства с феодальным средневековьем в смысле строжайшего подчинения творчества задачам господствующей идеологии.
Я думаю, постепенно мы сможем разобраться в этом вопросе. Пока же вернемся к названному произведению.
Итак, икона "Богоматерь Владимирская".
Кто хоть немного интересуется Древней Русью, конечно, знает историю этой вещи. Напомню вкратце. Икона была написана в самом начале 12-го века в Византии (есть версия, что в 5-м веке в Иерусалиме, но специалисты-реставраторы это не подтверждают) и в 1131 году передана в дар киевскому князю Мстиславу. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перевез ее во Владимир, где она находилась долгое время, отчего и получила свое название.
Это изображение уже в те времена производило громадное впечатление благодаря бесспорной гениальности неизвестного нам автора и считалось (и продолжает считаться) одной из самых великих икон Руси.
Главное слово, которое сразу возникает в голове при характеристике этого художественного изображения - это слово "гармония".
Художественная гармония - это единая направленность всех художественных средств, находящихся в правильном соотношении между собой, на выражение одной, центральной идеи.
Хотелось бы еще более подчеркнуть смысл этого определения, поскольку достижение художественной гармонии должно быть желанной целью любого автора, в каком бы виде искусства он ни работал.
Определение содержит три мысли. Первая: в произведении должна быть одна, центральная идея, - один полюс, одна смысловая точка, стягивающая на себя все части произведения. Вторая: все художественные средства, которыми сделана вещь, должны быть направлены в этот полюс, должны служить этой центральной идее. Третья: ни одно из этих средств не должно быть непропорционально выпячено, чтобы не отвлечь этим от центральной идеи и не нарушить единство всего произведения.
Соблюдение этих трех условий и дает то ощущение единой, цельной и краткой силы, которая обозначается словом "гармония".
Здесь это соблюдено в высочайшей степени.
Центральная идея содержания этого произведения - святая необходимость величайшей жертвенности.
Для того, чтобы что-то приобрести, надо что-то отдать, - это закон жизни, иначе в жизни не бывает. И если целью ставится обретение счастья всем человечеством, то та жертва, которую требует эта цель, должна быть так же грандиозна, как грандиозна сама цель.
В этом трагедия, но в этом и выход.
Центральной художественной точкой притяжения является взгляд Богоматери, - взгляд не на ребенка, а на всех нас.
Каким словом определить этот взгляд? Он и мягкий, и строгий, он и скорбный, и властный. Он всевидящий.
Предвидение всех ужасных страданий будущего и спокойное знание их обязательной необходимости.
Все художественные средства гармонически служат этому полюсу, - и тип лица, и разрез глаз, и наклон головы, и строгий, но плавный контур, и сочетание черного с золотым как символ единства скорби и света.
Умилённая печаль материнской любви и великая гордость за будущий подвиг сына.
-----
На вопрос о подчиненности искусства идеологии мы здесь уже можем кое-что ответить. Если идеология верна (во всяком случае на данном историческом этапе) и если художник искренне привержен этим идеям, подчиненность искусства не только не пагубна для него, но и ведет его к высочайшим образцам творчества. Повторяю: если идеология верна и художник искренен.
Разумеется, автору приходится соблюдать предписываемые каноны. Но как же можно послужить великим идеям, если отходить от их норм?
В частности, религиозная идея предписывает свести до минимума животную составляющую изображаемых людей и максимально преподать их высшую, человеческую составляющую. Человеческие чувства изображаться могут, но только самые высокие. Цель таких норм - подчеркнуть божественное в человеке, созданного, как сказано, "по образу и подобию Бога", и подать изображаемых не в их сиюминутной изменчивой конкретности, а людьми вне времени, образцами на все времена.
Я думаю в будущих примерах будет полезно посмотреть на различия римского и византийского духа подобных изображений. Культура Руси, как известно, формировалась под влиянием не западного, а византийского духовного стиля.
Источник:http://www.stihi.ru/2015/03/20/5987 - Произведения / Стихи.ру - национальный сервер современной поэзии

Метки: Богоматерь, Владимирская

Рубрика: Стихи и проза

Стихи на слова

больше, будет, было, быть, Весна, весны, Ветер, вечер, война, время, всегда, всех, глаза, город, день, дождь, друг, Душа, души, Если, Есть, женщина, жизни, жизнь, Жить, Зачем, зима, Когда, Лишь, Любви, любить, люблю, Любовь, люди, меня, много, моей, может, мысли, надо, Небо, ночи, ночь, опять, осень, Памяти, память, Песня, Письмо, Почему, поэт, Просто, Пусть, путь, рождения, России, Свет, себе, себя, сегодня, сердце, Сказка, слова, снег, снова, солнце, Сонет, стих, стихи, счастье, счастья, твой, тебе, тебя, тобой, Только, утро, хочу, Часть, человек

Опрос

Верите ли Вы в экстрасенсорику?

Просто Да
Нет
Да, сталкивалась с ее проявлением