Так можно ли рисовать словами?
1. Что такое "Стихоживопись".Немного о терминах. Термин «Стихоживопись» нынче не такой уж изгой, как было еще недавно. Возьмем «навскидку» несколько интернет-адресов.
1.1. Интернет журнал «Семь искусств», №2 (60), февраль 2015. http://7iskusstv.com/2015/Nomer2/Gabriel1.php
_________________________________________
В рубрике «Эквилибриум. Стихоживопись» читаем:
«От редакции. Замечательному балтиморскому художнику Изе Шлосбергу принадлежит идея сращивания своих картин с поэтическими текстами авторов, стихи которых ему по душе. Свою идею художник воплощает в виде подарочных, высококачественно изданных сборников».
Итак, Изе Шлосбергу принадлежит идея «сращивания» текстов с картинами.
Заметим, что Изя не так уж стар (1950 г.р.) для изобретения, которому, по меньшей мере, лет 500…
1.2. Еще один первооткрыватель, Бруно Нивер: http://www.zebrae.ru/?show=authors&id=315
Читаем и стараемся вникнуть: «Желая придать своей поэзии вид театрального представления, поэт ищет творческие силы и окружает себя музыкантами, актёрами, танцорами, авангардными дизайнерами. Во время одного из таких вечеров был задуман шуточный аукцион рукописей поэта, на котором ему впервые пришла идея изобразить свои стихи каллиграфически и придать им форму картин. Так слова стихотворений превращались в живописные образы, и поэт стал поэтом-художником».
Итак, тексты своих поэтических экспериментов укрупняем, причем от руки, наносим на полотна, буквы прыгают, строчки гнутся, это - картина! 2х2, 2х3, 3х4 – метра, как понимает читатель. Чтобы никто ничего не перепутал, даем внизу (вверху) подпись: «Стихокартина».
Дальше – больше: «Бруно Нивер продолжает поиск новых форм выражения своей поэзии и придает каллиграфическую форму одной из своих коротких поэм, а затем пробует нанести на эти стихокартины краски. Взаимодействие цвета и каллиграфии устанавливает новую связь между словами, а поэзия приобретает неожиданный визуальный смысл. Бруно Нивер увлекается этой идеей и делает картины цветными и разного размера».
Поскольку, как понимает читатель (и как сообщает тот же сайт), «подобно абстрактной картине, стихокартина начинает жить своей собственной жизнью и существует независимо от поэзии, визуальной формой которой она является», - то про поэзию зритель забывает, да и трудно за мельканием красок различить линии текста, поэтому «…зрители, призывая на помощь свое собственное воображение, видят в одной и той же стихокартине разные образы, отражая в этом видении свое подсознание». Кроме подсознания опереться-то, собственно, и не на что, но чтобы несчастный зритель окончательно не «ушел в подсознание», дается разъяснение: «Стихокартины — это цвето-графическое воплощение каллиграфически выписанного на бумаге стихотворения. Рассматривая изображение, зритель видит причудливые переплетения букв, складывающиеся в слова, которые, в свою очередь, образуют короткое стихотворение на французском языке».
И окончательно: «Б. Нивер ЛАЗУРНЫЙ БЕРЕГ / 2009 г. В этом поэтическом цикле наиболее ярко выражен жанр, созданный самим автором - стихоживопись».
Стихокартины были выставлены в таких залах, как Музей Пушкина, Музей Маяковского, Посольство Франции, а также в частных галереях, в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и в родном городе поэта-художника — Париже.
Но на этом не останавливаются новаторы!
От стихокартин – к стихоплатьям (какая разница, на чем писать?). От стихоплатьев – к стихокерамике: «В новой творческой технике стихокерамики предстает перед нами поэтическая серия «В объятьях безумного ветра» из 13 картин….»
Что у нас, читатель, еще пользуется спросом в обиходе? Автомобиль?.. Даешь Стихо-автомобиль! Это вам не то, что «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Все рукотворно….
1.3. Штейнер, Евгений Семенович «Поэтические жанры канси и рэнга в японской литературе XV века» http://www.dslib.net/teoria-literatury/pojeticheskie-zhanry-kansi-i-rjenga-v-japonskoj-literature-xv-veka.html#3861621
Диссертация на соискание ученой степени канд. филос. наук (1983 г.).
Глава 1. Стихоживопись. Формальный анализ и опыт интерпретации жанра сигадзику
Характерной чертой китайской и японской литературы является ее связь с живописью, настолько тесная, что в ХУ веке в Японии они прочно соединились в одно произведение. Обычный свиток ХУ века содержит два вида информативных знаков - письменные (стихотворения, колофоны, печати) и живописные (собственно "картина" в европейском смысле). Этот факт дает основания проанализировать особенности поэзии, ее связи с живописью, полнее, нежели путем обособленного рассмотрения, описать ее свойства.
Стихотворения на свитках, содержащих кроме того и живописное изображение, составляют немалую количественно и весьма важную в качественном отношении часть японской литературы ХУ века….
Вот как фактически обстоят дела: в 15 веке н.э. все изобретения «сращивания» картин и стихотворений были уже произведены. А «стихоживопись»?
Вот мнение все того же известного востоковеда, и искусствоведа-культуролога, доктора искусствоведения Евгения Штейнера: «В то время я больше всего интересовался свитками живописи, сделанными по большей части монахами школы дзэн. Это свитки, написанные одной тушью, чаще всего пейзажные, а сверху на них написано одно или несколько стихотворений. Мне было интересно знать, что там написано, как это соотносится с живописью, я даже по-русски ввел термин «стихоживопись». Так вот, ни одна искусствоведческая аспирантура была не в состоянии меня принять. И я делал свою первую диссертацию в Институте востоковедения. Она была формально филологическая. Хотя я рассматривал свитки, но, чтобы удовлетворить требованиям, я сосредоточился на чтении стихов. Потом, в последний период существования СССР, мне в силу разного рода причин пришлось уехать из страны, и дальнейшее свое профессиональное существование я реализовывал за границей: несколько лет в Японии, многолетнее преподавание в Нью-Йоркском университете, последние годы, проведенные в Англии. За границей-то я и сумел набрать то, что я набрал. Если бы у меня не было возможности побывать «в поле», а полем я называю и Японию, и Америку, и все города Европы с крупными музеями, если бы у них не было практики пускать к себе в запасники и показывать (или радушно привечать в коммерческих галереях исследователей), если бы я не имел возможности читать на разных языках новейшие (или старинные) книги, если бы я не мог консультироваться со старшими (а сейчас и с младшими) коллегами, если бы я не вошел в этот круг специалистов, а сидел бы в темном углу, имея в руках стопку картинок, которые неизвестно, как и почему мне достались, и неоткуда было бы узнать как расшифровать ту закорючку или что вон та красавица это на самом деле пародия на известного воина, из меня бы ничего не вышло». http://polit.ru/article/2008/02/20/pushk/
Таким образом, древнее восточное искусство делать «расшифровывающие» поэтические подписи под картинками (сигадзику) и есть «стихоживопись», а в русский язык термин введен, по-видимому, канд. филос. наук Е.С. Штейнером в 1983 году в его диссертации.
2. Обязательность «картинки»?
Итак, два обязательных компонента – рисунок (картина) и стихотворная подпись – составляют предмет некоего особого жанра искусства, которое самым естественным образом назвать «стихоживопись».
Но тут сразу возникают два «но»: во-первых, примитивность самого метода, составляющего основу жанра. Художник обязан создать некую загадку на своем полотне, а Поэт обязан дать разгадку – все это хорошо для восточного сознания, мыслящего некими штампами, иероглифами…. Выходя на общекультурный, как иногда гоаорят, языковой простор, сталкиваясь с возможностями других, «логических» языковых систем, с одной стороны, а с другой – новыми возможностями живописи, - древняя «сигадзику» немедленно обнаруживает свой неизбежный примитивизм….
Второе «но» более серьезно и связано с различием, так сказать, «технологии» создания Художественного Образа. Живопись – сенсорна, Поэзия – вербальна. Звук – и Свет, Геометрия – и Логика (Алогичность)…. Соединить несоединимое…. А нужно ли это?
Да и вообще, исходя из первичности картины в сигадзику, логичнее было бы говорить о «Живо-Стихописи»…. А как же тогда со «Стихо-Живописью»?
Продолжение следует.
Источник:http://www.stihi.ru/2015/03/20/5642 - Произведения / Стихи.ру - национальный сервер современной поэзии
Рубрика: Стихи и проза
Стихи на слова
больше, будет, было, быть, Весна, весны, Ветер, вечер, война, время, всегда, всех, глаза, город, день, дождь, друг, Душа, души, Если, Есть, женщина, жизни, жизнь, Жить, Зачем, зима, Когда, Лишь, Любви, любить, люблю, Любовь, люди, меня, много, моей, может, мысли, надо, Небо, ночи, ночь, опять, осень, Памяти, память, Песня, Письмо, Почему, поэт, Просто, Пусть, путь, рождения, России, Свет, себе, себя, сегодня, сердце, Сказка, слова, снег, снова, солнце, Сонет, стих, стихи, счастье, счастья, твой, тебе, тебя, тобой, Только, утро, хочу, Часть, человекОпрос
Вы сентиментальны?