Особенности украинского национализма
Начну с мифа о названии.Многие украинцы, да впрочем, и россияне тоже полагают, что название государства Украина пошло когда-то от русского слова «окраина». По одноимённому названию, якобы, пограничных с Россией необжитых правобережных Днепровских земель. Да, к тому же слова «украина» и «окраина» как в русском, так и в украинском языках, очень созвучны. Но только на одном этом созвучии слов всё
сходство и заканчивается.
Не смотря на всю правдоподобность выдуманной самими же украинцами обижающую их историю о, якобы, русском происхождении названия их страны, главный упор в которой делается на имперское и пренебрежительное отношение к их стране России, истина заключается в том, что Россия, при всём своём желании, не могла бы явиться инициатором такого названия по совершенно объективным и совершенно независящим от неё причинам. И на них я хотел бы остановиться отдельно.
Ещё со школьной скамьи всем детям советского времени, при изучении истории России говорили о том, что Запорожские (они же украинские) казаки только тем и занимались, что защищали южные границы русских земель от набегов, сначала Половцев, Хазар и Печенегов, а позднее и крымских татар. Но вот в истории настоя-щей (а не школьной) с российской окраиной, с запорожскими казаками, и самой Запорожской Сечью - всё оказалось, ну просто совсем по другому.
Дело всё в том, что в те далёкие времена (а это примерно 1552-1553 годы), с которых берут своё начало и Запорожская Сечь, и украинские казаки, Россия своими южными границами, ни с излучиной Днепра, ни с островом Малая Хортица, (а имен-но там и создавалась первая Запорожская Сечь) не граничила. И карта границ Руси ХIV века является тому подтверждением.
На карте отчётливо видно, что земли левее изгиба Днепра, принадлежат Великому Княжеству Литовскому, а правее по руслу Северского Донца – они не Российские, а Большой (или Золотой) Орды. И никакой общей границы у России с Литовским княжеством в низовье Днепра - нет. Потому что по руслу Днепра западнее его Золотая Орда, а южнее - владения Крымского Ханства.
И значит, сражаясь с Ордой или Крымским Ханством, запорожские казаки,
при всём своём желании, ну никак не смогли бы защитить южные земли Руси.
Чьи же земли тогда охраняли Запорожские казаки?
Ответ очевиден: в то время крепость Малая Хортица, что в низовье Днепра, и которую основал Дмитрий (Байда) Вишневецкий могла охранять от врагов турецких только южные окраины Великого Литовского княжества.
И так, с одним мифом разобрались: Украина территориально вплоть до 1654 года (год присоединения Украины к России) – не являлась окраиной России, потому что Киев был раньше Столицей Киевской Руси, а Днепровские земли соответственно - центром её земель. Ну, а после татаро-монгольского нашествия на Русь, а потом и завоевания этих земель Литовским государством у Руси общей границы по Днепру с Литвой, а позднее и Речью Посполитой, не существовало. Поэтому и авторство про-исхождения названия «украина» земель, которые не являлись российской окраиной следует искать в другом месте, а именно в том государстве, где и зарождалось украинское (запорожское) казачество, а именно: в Речи Посполитой.
Ну, а теперь небольшая история о судьбе «национального» героя Запорожской
Сечи.
На Украине считают, что именно с легендарной Запорожской Сечи на острове Малая Хортица, и Запорожских казаков началась украинская нация и её национально-освободительная борьба казаков за государство Украина.
Именно она (Сечь) и её основатель, Дмитрий Вишневецкий, являют собой и гордость, и славу украинского народа!
Украинские национал-патриоты искренне верят в то, что Дмитрий Вишневецкий по прозвищу Байда, был их земляком-запорожцем. И, что свой замок с крепостью на острове Малая Хортица он построил, исключительно, по причине своего внезапного прозрения и осознания себя украинцем, а так же неистребимого стремления добыть свободу и независимость Галицко-Волынскому княжеству ( т.е. Украине).
И видимо, по этой причине именем князя Вишневецкого названы улицы в украинских городах Тернополь, Черкассы и Коломыя, поставлены памятники в городе Запорожье и на острове Хортица, выпущена в 1997 году почтовая марка Украины, и даже отчеканена памятная монета.
На самом же деле князь Вишневецкий происходил не из казачьего, а из литовского княжеского рода, основателем которого был великий князь Ольгерд Гедеминович. Вплоть до 1553 года он находился на службе у польского короля и занимал пост старосты в Каневе. А полное наименование его должности: "староста Черкасский и Каневский", и в его ведении находились вольные казаки, жившие в среднем течении Днепра вокруг города Черкассы, привлекаемые на службу, как военные наёмники.
Историк и археолог Дмитрий Яворницкий (1855 - 1940), называя его замок Хортицкой Сечью уточняет, что «строился он недалеко от пастбищ Крымского ханства, располагавшихся в пойме реки Конка». То есть, с явной целью его использования, как форпоста и опорного пункта для защиты Великого княжества Литовского от крымских татар. Думаю, что литовцы должны быть крайне благодарны украинцам за такое бережное отношение к сохранению памяти об их легендарном земляке и о их некогда обширном государстве, занимающем значительную часть территории Украины. И в чём тут смысл именно украинского патриотизма, понять совершенно невозможно.
Тем более, что и сам то Вишневецкий литовской родиной своей никогда не дорожил. Можно даже смело сказать, что у него её, попросту не было. Потому как предать он мог родину любую.
Так, например, сбежав со службы в 1556 г. от польского Короля Дмитрий Вишневецкий со своими казаками присоединяется к крупной операции московского войска, возглавляемого дьяком Матвеем Ржевским, против Крымского ханства.
Согласно Никоновской летописи в Москве был решен вопрос о походе на турецко-татарские земли в марте 1556 года. Перед этим была достигнута письменная договоренность о совместных действиях с Вишневецким. Русские войска под пред-водительством дьяка Матвея Ржевского спустились на челнах по Пселлу к Днепру, где соединились с казаками Вешневецкого. Это не вызвало никакого противодействия Польши, так как правобережная Украина, где протекает Псел, не контролировалась Польшей. В результате совместного похода на юг были разорены земли турецкого султана возле Очакова. Это вызвало возмущение в Стамбуле. Султан потребовал от польского короля, чтобы тот усмирил Вишневецкого. Польская корона в ответ перевела стрелки на Москву. И Султан смиренно промолчал, не пожелав ссориться ни с Литвой, ни с Россией.
Вишневецкий расценил это, как слабость османов и ободрённый таким ответом, решив снискать себе лавры победителя, организовал повторный, уже самостоятельный поход. И выступил на Очаков с казачьим войском без чьего либо разрешения и поддержки. Результатом его глупой и наглой выходки стали ответные действий уже объединённых татарских и крымских войск в 1557 г.. Городок Вишневецкого на Малой Хортице был ими после длительной осады захвачен и полностью разрушен. Вишневецкий, не получив (и надо заметить, совершенно справедливо) помощи со стороны Польского короля, глубоко обидевшись, в 1556 году начинает переговоры о переходе на службу к русскому царю Ивану IV (Грозному). И царь посылает грамоту и деньги Вишневецкому, о чем и сохранилась запись в документах. «В сентябре 1556 г. бил челом Михаил Ескович, чтобы его государь пожаловал, а велел себе служить, а от короля из Литвы отъехал и на Днепре на Кортицком острову город поставил против Конских вод у Крымских кочовищ. И царь и великий князь послал к Вишневецкому детей боярских Ондрея Щепотова да Нечая Ртищева да того же Михайла с опасною(тайною) грамотою и из жалованьем». В 1556 году 16 октября в Москву приехали Андрей Щепотов и Нечай Ртищев с атаманом Еськовичем и передали: «А приказал князь Дмитрей, что он холоп царя и великого князя и правду на том дал, что ему ехати ко государю, а пошел воевати крымских улусов, и под Ислам-Кирмен, служачи царю и великому князю». После этого Вишевецкий взял Ислам-Кирмень, о чем пишет русский посол Федор Загряжской в своем донесении в декабре 1556 года: «сее осени о Покрове Вишневецкой князь Дмитрей взял Ислам Кирмень и людей побил и пушки вывез к себе на Днепр во свой город».
И так, в ноябре 1557 года после того, как на деньги Ивана IV ,была заново отстроена Хортицкая крепость, Вишневецкий со своими казаками окончательно переходит на службу к Русскому царю и в Москве: «целовал государю крест, что ему служить царю и великому князю во веки».
Ему были пожалованы «в вотчину» город Белёв (ныне в Тульской области) и земли в окрестностях Москвы. В ответ Иван Грозный ожидал от Вишневецкого верной службы и активной борьбы с турецко-татарской угрозой. И уже вначале 1558 года посылает его вместе с 5000-м стрелецким войском и казаками на юг к Перекопу. Однако получает от Вишневецкого донесение, что «крымцев там не встретил». Потом без приказа царя он движется на Тованский перевоз и возвращается на Хортицу, и там дождавшись дьяка Матвея Ржевского вместе с ним отправляется на Ислам-Кермень и к Перекопу, но татар опять не встречает. Это вызвало подозрения у Ивана Грозного, жалование он выслал, но вместе с ним послал к нему детей боярских управлять казаками, а Вишневецкому приказал приехать в Москву. После этого Иван Грозный отправляет в 1559 году Вишневецкого под Азов. Возле Азова на речке Яйдаре Вишевецкий побил крымцев и прислал в Москву 14 пленных. В то же время посланный вместо Вишневецкого на крымские улусы Даниил Адашев, совершив удачное нападение на Очаков, захватил два турецких корабля, богатую добычу и вернулся без потерь на Монастырский остров. В сентябре 1560 года Вишневецкий возвращается с Дона в Москву, а в уже апреле 1562 года отправлен царём в низовья Днепра «недружбу делати царю крымскому и королю Литовскому».
В то же время, Ивану Грозному начали доносить, что отдельные бояре и князья имеют некие тайные отношения с польским королем, и что через них осуществляется влияние на московский двор и стремление бояр воевать не с Польшей и Литвой, а с Крымом и турецким султаном. Конечно же это было выгоднее Польше и Литве, за-хватившим русские земли на западе, а не России. Постепенно вместе с членами этой откровенно пропольской боярской группы желающих войны против Крыма и турок, а не с Ливонией, попадает под подозрение царя и сам Дмитрий Вишневецкий. И не случайно. Потому что уже в июле 1562 года Иван Грозный узнает из донесения, что Дмитрий Вишневецкий переметнулся на сторону короля польского. Так, клятва вечной верности, данная Вишневецким русскому царю в 1557 году смогла уместиться в неполные пять лет.
Несмотря на свои неоднократные предательства, как это не странно, он был благосклонно принят королем польским. В декабре 1562 года Вишневецкий отправляется на сейм вместе с польским магнатом Ольбрехтом Ласким в Краков. Сигизмунд-Август официально объявил, что Вишневецкий
был в Московии не потому, что желал служить русскому царю, и не потому, что предал Польшу за деньги, а чтобы лучше узнать, что «творится во вражеском стане и тем как можно лучше послужить Речи Посполитой». После этого Вишневецкий вместе с Ольбрехтом был встречен массой польского народа в Кракове с радостными приветствиями, как национальный польский герой.
И в каком именно факте из его биографии украинские националисты видят для себя, как выражение патриотичности Украине или, что для них в его поступках взято, как пример для подражания, понять трудно. Это может быть одновременно, как и службой его Литовскому княжеству, так и его предательство ему, и как служба Царю русскому, а так же и Польскому. А ещё – предательство их всех вместе взятых, но опять же – не ради Украины.
Ольбрехт, отправляя Вишневецкого в поход на Молдавию, в расчете на присоединение ее к Речи Посполитой не мог и подумать о том, что Вишневецкий и сам не побрезгует из князя Литовского превратиться в наследника трона Молдавского, хотя к тому времени уже и изрядно одряхлел и даже не мог держаться в седле. Он отправился в Молдавию с 4000 казаками. В это время князья Василид и Томжа боролись за Молдавский престол. Томжа осаждал Василида в Сучавском дворце. Вишневецкий по случаю болезни ехал сзади отряда на возу. Его отряд, прискакав к осажденному дворцу, самонадеянно потребовал у Томжа молдавской булавы для своего князя. Томжа испугался. Решив, что польская армия вторглась в Молдавию, Томжа, сняв осаду дворца, покорно двинулся навстречу Вишневецкому, но когда увидел, что с ним не войско, а всего лишь небольшой отряд, решился напасть.
Все казаки из-за прихоти алчного Вишневецкого были перебиты, а сам Вишневецкий и несколько его спутников поляков спрятались в копне сена. Их выдал мужик, приехавший за сеном. Полякам после пыток, отрезали носы и уши, и отпустили в Польшу. А Вишневецкий и Пясецкий были выданы турецкому султану Селиму II. В результате он был подвергнут публичной и мучительной казни в Стамбуле в 1563 году.
Исходя из биографии и родословной Дмитрия Вишневецкого никак не складывается впечатление о нём, как о неком украинском патриоте, борющемся за независимость своей родины, поскольку происхождением он был из литовскии шляхтичей и сам себя украинцем не называл, и ни считал. По крайней мере, этому нет никаких письменных подтверждений. С легкостью присягал и изменял. Гонялся за княжескими титулами и, если и боролся за власть и свободу, то никак не Украины, или хотя бы Запорожья, а исключительно - собственную. Тем не менее, националистический историк Сергейчук В. пишет о том, что «Вишневецький не лише був готовий як і багато інших патріотів-феодалів, віддати власне життя за честь і свободу української землі». (Сергійчук В.) При этом, в чем именно увидел он патриотизм и борьбу Вишневецкого «за честь и свободу украинской земли», историк не уточняет. Возможно, Сергейчук это усмотрел в борьбе Вишневецкого за молдавский престол, если исходить из того, за что он погиб. Приблизительно, то же самое пишут о Дмитрии Вишневецком и другие украинские историки-националисты. Литовскому магнату и авантюристу ими приписывается некое украинское самосознание, украинский патриотизм. Но только вот никаких планов у него по созданию независимой Украины, или хоть бы даже литовско-украинского княжества, ни в одном из найденных после его смерти документе, историками и биографами Вишневецкого обнаружено и зафиксировано не было.
Способный думать человек легко поймёт всю несуразицу и анекдотичность украинского национализма, опирающегося в своих псевдо-патриотических идеалах на такого «героя»: иностранца, князя-завоевателя земель запорожских, наместника, наёмника-воеводу, предателя без родины.
Источник:http://www.stihi.ru/2015/02/13/487 - Произведения / Стихи.ру - национальный сервер современной поэзии
Рубрика: Стихи и проза
Стихи на слова
больше, будет, было, быть, Весна, весны, Ветер, вечер, война, время, всегда, всех, глаза, город, день, дождь, друг, Душа, души, Если, Есть, женщина, жизни, жизнь, Жить, Зачем, зима, Когда, Лишь, Любви, любить, люблю, Любовь, люди, меня, много, моей, может, мысли, надо, Небо, ночи, ночь, опять, осень, Памяти, память, Песня, Письмо, Почему, поэт, Просто, Пусть, путь, рождения, России, Свет, себе, себя, сегодня, сердце, Сказка, слова, снег, снова, солнце, Сонет, стих, стихи, счастье, счастья, твой, тебе, тебя, тобой, Только, утро, хочу, Часть, человекОпрос
Вы перфекционист?