Стихи и Проза

Вечер памяти Святослава Рихтера Век Рихтера

Просмотров 830   |   Комментариев 0   |   Поддержка
В Москве, в Центральном доме литераторов на Большой Никитской улице в Большом концертном зале, в конце марта этого года состоялся вечер памяти замечательного пианиста Святослава Рихтера. Вечер был организован в связи со столетием со дня его рождения, и назвали его очень символично - «Век Рихтера». В культурной жизни Москвы этот вечер стал настоящим событием. Зал ЦДЛ был полон почитателями таланта великого пианиста. Открыла вечер Ирина Антонова, много лет руководившая Музеем изобразительных искусств им А.С. Пушкина. В чудесном овальном зале этого музея в течение тридцати пяти лет проходили музыкальные представления «Декабрьские вечера», на которых выступал Святослав Рихтер. Классическая музыка в исполнении замечательного пианиста сопровождалась выставкой картин, подобранных специально по теме исполнявшихся произведений.
Ирина Антонова много лет общалась с этим интересным музыкантом, бывшим одним из лучших пианистов ХХ - го века. Она рассказала много интересного о личности всемирно известного музыканта и его привычках. А также о том, как возникла идея организовать эти «Декабрьские вечера».
Святослав Рихтер объездил с концертами весь мир, но он не любил выступать в больших залах. Он организовал музыкальный фестиваль во Франции в Турене, который проходил в средневековом деревянном амбаре с земляным полом, случайно обнаруженном им в одной из его поездок по Франции. Во время концерта под крышей амбара могли ухать совы. На одном из этих фестивалей присутствовала Ирина Антонова, она спросила Святослава Рихтера: «Почему вы организовали музыкальный фестиваль именно здесь, а не в России?». Он ответил встречным, довольно странным вопросом - а где собственно можно его там организовать? Ирина Антонова, чуть задумавшись, ответила – а почему бы не у нас в музее? Он согласился, так началось их многолетнее сотрудничество, получившее известность как «Декабрьские вечера», которые проводились с 1982 года и пользовались большой популярностью у москвичей и гостей столицы. Сочетание изысканной классической музыки с прекрасной живописью создавало необыкновенную ауру и усиливало воздействие на слушателей. Вместе с Рихтером на «Декабрьских вечерах» выступали выдающиеся советские музыканты: скрипач Олег Коган, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Растропович и Наталья Гутман.
Святослав Рихтер не любил играть при ярком освещении, и выступал почти в темноте, когда лампой освещался только пюпитр рояля. Он считал, что ничто не должно отвлекать слушателей от восприятия прекрасной музыки. После концерта, довольный собственным исполнением и горячим приёмом публики, он мог выбежать без пальто во двор музея, несмотря на мороз и зимнюю погоду, и искренне радовался своему успеху, как ребёнок.
Родился Святослав Рихтер 7(20) марта 1915 года в Житомире в семье профессионального музыканта, пианиста, органиста и композитора. В 1922 году семья переехала в Одессу, где рано проявились его музыкальные способности, и где Рихтер начал учиться игре на фортепиано и композиции. Вместо гамм мальчик играл ноктюрны Ф.Шопена. Рихтер вспоминал, что в детстве и в юношеские годы огромное влияние на его становление, как музыканта, оказал его отец, который был его первым учителем и игру которого молодой Святослав постоянно слушал.
Он мечтал стать пианистом или дирижёром в оперном театре, увлекался также живописью, но любовь к фортепианной игре пересилила, и он поступил в Московскую консерваторию в класс Генриха Нейгауза.
Святослав Рихтер получил ещё при жизни огромное признание, как выдающийся пианист, как у нас, так и за рубежом. В 1960—1980 годах Рихтер проводил активную концертную деятельность, давая более 70 концертов в год. Настоящей сенсацией стали концерты Рихтера в Нью-Йорке и других городах Америки в 1960 году, за которыми последовали многочисленные записи, многие из которых до сих пор считаются эталонными. В том же году музыканту присуждается премия «Грэмми».

В студии пианист записывался сравнительно мало, однако сохранилось большое количество «живых» записей с концертов. Необычайно широкий репертуар Рихтера охватывал сочинения от музыки барокко до композиторов XX века, нередко он исполнял целые циклы произведений. Заметное место в его творчестве занимали сочинения Баха, Гайдна, Шуберта, Шумана, Листа и Прокофьева. Исполнение Рихтера отличается техническим совершенством, глубоко индивидуальным подходом к произведению, чувством времени и стиля. Святослав Рихтер считается одним из крупнейших пианистов ХХ века.
Огромный природный талант и невероятное трудолюбие принесли ему всемирную известность. Он был Народным артистом СССР, Героем социалистического труда, Лауреатом Сталинской, Ленинской и Государственных премий, а также он первый из отечественных музыкантов был удостоен очень почётной за рубежом музыкальной премии «Грэмми» за исполнение Второго фортепианного концерта Брамса. Последние годы он жил в Париже, а незадолго до кончины возвратился в Россию. Святослав Рихтер скончался 1 августа 1997 года в возрасте 82 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
На вечере памяти С.Рихтера в ЦДЛ выступали известные и молодые музыканты, звучали записи, сделанные на концертах С.Рихтера, а также был показан фильм, выпущенный телеканалом «Культура» из серии «Острова» - «Земляничная поляна Святослава Рихтера», по аналогии с одноименным фильмом шведского режиссёра Ингмара Бергмана, основной темой которого было состояние человек перед лицом смерти. В этом фильме нам показали дачу С.Рихтера, расположенную в Тарусе Калужской области, на высоком берегу реки Оки, где он любил отдыхать на фоне прекрасной среднерусской природы в компании друзей, с удовольствием навещавших гостеприимного хозяина и его жену, певицу Нину Дорлиак. Как известно, это интересное место связано с именами многих деятелей русской культуры – Василия Поленова, семьи Цветаевых, Константина Паустовского, Николая Заболоцкого и др. На этой даче, построенной в 1950 году, в небольшом, скромном двухэтажном доме, немного напоминающим скворечник, совсем не похожим на шикарные коттеджи современных нуворишей, Святослав Рихтер готовил свои прекрасные концертные программы. На втором этаже дома стоят два прекрасных рояля, здесь проходили как репетиции, так и импровизированные концерты его и его друзей. Возле дома, на поляне друзья устраивали пикники, с которых сохранились фотографии, отсюда символичное название фильма - «Земляничная поляна».
Интересными для нас оказались также фотокопии программ концертов, которые провёл Святослав Рихтер. Пианист сам писал эти программы от руки, чертёжным шрифтом, тушью, очень аккуратно, собирал и хранил рукописи программ своих концертов по всему миру, их набралось за всю его долгую жизнь около 250. Это свидетельствует о его трудолюбии и аккуратности, о чрезвычайно серьёзном отношении к своему любимому делу. Сейчас эти программки представляют большую научную ценность для исследователей его творчества. Первый московский дебют пианиста состоялся 26 ноября 1940 года в Малом зале консерватории, когда он исполнил Шестую сонату Сергея Прокофьева — впервые после автора. Ещё через месяц Рихтер в первый раз выступил с оркестром. Последний концерт пианиста состоялся в 1995 году в Любеке. Итого, его плодотворная творческая деятельность, как концертирующего пианиста, длилась 55 лет!
Вечер памяти Святослава Рихтера в ЦДЛ прошёл очень творчески и успешно, зрители расходились взволнованные, наполненные звуками прекрасной музыки и сознанием гордости за свою великую Родину, на земле которой рождаются и вырастают столь великие личности и музыканты, каким был Святослав Рихтер. Вернувшись домой и вспоминая прекрасный вечер, мне захотелось самой немного поиграть на пианино, что я давно уже, к своему стыду, не делала. Традиции домашнего музицирования, к сожалению, уходят в прошлое, всё наше время поглощают телевизоры, компьютеры и другие технические устройства, воспроизводящие музыку. Раньше, когда жив был мой отец, инвалид ВОВ, очень любивший музыку, я часто по его просьбе устраивала дома небольшие концерты, а сейчас сажусь за фортепиано всё реже.
Мой отец считал, что всех детей независимо от того, велики их способности или нет , непременно надо обучать музыке, и даже если они не станут профессионалами, занятия музыкой очень способствуют общему развитию ребёнка и оберегают его от плохих компаний и приобретения опасных наклонностей, что мы наблюдаем сейчас, к сожалению, повсеместно. Однажды, я пригласила домой к себе своих коллег по работе, они увидели у меня пианино, и сказали, что оно, наверное, давно стоит без употребления. Я ответила, что это не совсем верно, так как я сама немного играю и обучаю музыке сына. Мои друзья очень удивились и спросили, почему я никогда об этом не говорила в их присутствии. Я ответила, что в обычной жизни мало кто занимается или интересуется музыкой, и все разговоры обычно посвящаются семейным и материальным проблемам, покупке модной одежды, косметики, посещению парикмахерских салонов и магазинов. Поэтому, я и не касалась этой темы.
То есть, окружающая нас среда играет большую роль в выборе пристрастий и увлечений человека. В молодые годы, когда сын мой был маленький, у меня были друзья – профессиональные музыканты, я сама играла на пианино, моя подруга учила свою маленькую дочь музыке. В такой атмосфере мой сын с удовольствием тоже начал заниматься музыкой, учился играть на фортепиано. Затем, когда мы переехали в Москву, такого окружения у нас не стало, мой сын позанимался ещё пару лет, и бросил, как я его ни уговаривала продолжать занятия. Однажды, уже года два спустя, он пришёл из школы и спросил у меня, есть ли у нас ноты полонеза Огинского. Видимо, в школе у него были с друзьями разговоры на эту тему, и кто-то из ребят или девочек учился музыке. Я сказала, что ноты, конечно, есть, он захотел разучить эту пьесу, я ему помогла. Сын разучил этот красивый полонез, играл его наизусть, но потом, к сожалению, совсем оставил занятия музыкой. Пыталась я также обучать музыке своего внука, у которого, кстати, очень хороший музыкальный слух. Но он не захотел ни пойти в музыкальную школу, ни заниматься с педагогом дома, ни даже понемногу со мной. К сожалению, его мама не училась в детстве музыке, и не смогла привить любви к ней своему ребёнку. Когда внук подрос, и был уже в пятом классе общеобразовательной школы, он однажды услышал, как я играю «Танец маленьких лебедей» П.Чайковского (адаптированный вариант). Он очень заинтересовался и сказал, чтобы я научила его исполнять эту пьесу. Я ответила, что для этого он должен был начать учиться в возрасте 5-6 лет, а теперь время для этого, к сожалению, безвозвратно упущено. В семьях профессиональных музыкантов, конечно, подход к этой проблеме совсем иной, и дети, вырастая в музыкальной среде, обучаются музыке, начиная с раннего детства. В результате они становятся профессионалами и артистами с большой буквы, и хотя это не совсем лёгкая стезя, но занятия искусством делают человека возвышенным душой и по-настоящему счастливым.
Источник:http://www.stihi.ru/2015/04/01/9783 - Произведения / Стихи.ру - национальный сервер современной поэзии

Метки: Вечер, памяти, Святослава, Рихтера

Рубрика: Стихи и проза

Стихи на слова

больше, будет, было, быть, Весна, весны, Ветер, вечер, война, время, всегда, всех, глаза, город, день, дождь, друг, Душа, души, Если, Есть, женщина, жизни, жизнь, Жить, Зачем, зима, Когда, Лишь, Любви, любить, люблю, Любовь, люди, меня, много, моей, может, мысли, надо, Небо, ночи, ночь, опять, осень, Памяти, память, Песня, Письмо, Почему, поэт, Просто, Пусть, путь, рождения, России, Свет, себе, себя, сегодня, сердце, Сказка, слова, снег, снова, солнце, Сонет, стих, стихи, счастье, счастья, твой, тебе, тебя, тобой, Только, утро, хочу, Часть, человек

Заработок в интернете без вложений

Опрос

Предыдущий год для Вас был удачным?

в целом да
затрудняюсь сказать
скорее нет
однозначно да!
нет