Стихи и Проза

К 100-летию. Музыка Свиридова-душа Росси

Просмотров 975   |   Комментариев 0   |   Поддержка
http://www.stihi.ru/2015/01/26/9390

Дискография Елены Образцовой

(в статье и о творческом тандеме Свиридов-Образцова)
К 100-летию со дня Рождения Георгия Свиридова

Эта статья включена в сайт гос. муз. учебного заведения. К юбилею.
06/12/2014
Если меня спросят, кто мой любимый русский композитор 20 столетия, то я, не задумываясь, отвечу:Георгий Свиридов. Даже если бы от этой глыбы русской музыки осталось только Время, вперед!-этого было бы достаточно, ибо сюита "Время, вперед!" из давно забытого одноименного кинофильма-музыка тысячелетия, без всяких преувеличений. Это произведение по силе воздйствия можно сравнить с немногими шедеврами мировой музыки. Вот разве с триумфальным Первым концертом для фортепиано с оркестором П.И. Чайковского; с бетховенской "Одой к радости" на слова Шиллера "Обнимитесь, миллионы", ставшей гимном ООН.
Время, вперед! Свиридова стал музыкальным символом индустриально-космического периода нашей Державы, остается заставкой главной новостной телепрограммы "Время" и остается музыкой воодушевления -не случайно балет в стиле Красный модерн на Открытии Сочинской Олимпиады в красных сполохах был поставлен именно на это великое и страстное произведение Силы и Веры.
Но на другом полюсе могучего свиридовского гения - тончайшие, кружевные гармонии вальса, романса, Тройки из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина-"Метель"-одни из немногих произведений в академических жанрах-широко популярные в России у всех слоев слушателей. Здесь уже не обойтись без ассоциации с симфонией "Зимние грёзы" и пьесой "Декабрь" из Времен года П.И. Чайковского.
С 50-хгг. Свиридов, пройдя период увлечения немецкими романтиками и авангардом, стал писать исключительно в русском стиле. Его страстное с юности увлечение литературой проявилось в его музыкальном наследии богатым объемом
русской литературы, которой посчастливилось зазвучать в музыке Георгия Свиридова. Помимо повести Пушкина"Метель"-это еще и Блок. Цикл романсов на стихи А.Блока. На стихи А.Блока-"Флюгер"-яркий необычный романс, посвященный Елене Образцовой. "Ветер принес издалека" и др., исполняемый лучшими певцами.
И, конечно, известнейший вокальный цикл на стихи Сергея Есенина "Отчалившая Русь". Дмитрий Хворостовскйи наверное был последним певцом, с которым работал сам Мэтр над этим циклом.
Он был увенчан высшими знаками признания-Народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Ленинской (1960) и Государственных премий СССР (1946, 1968, 1980). Но главное все-таки что эти высокие регалии совпали(что не всегда и не у всех совпадало, по разному складывалось) и с народным признанием, и огромным авторитетом в среде академических музыкантов-Россия чтит Свиридова, и это главное.
Пожалуй, Георгий Свиридов по общей оценке выражает в русской музыке дух России более, чем его современники-композиторы с мировым именем. Вот мирового имени Свиридов не стяжал. Как ни страно это прозвучит! А при этом по самым авторитетным свидетельствам и википедии в частности:малоизвестный на Западе, Свиридов остается одним из самых популярных русских композиторов в России. На Западе широко известны и многоисполняемы Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Альфред Шнитке, Родион Щедрин.
Но не в обиду ценителям этих великих композиторов будь сказано, Россию в музыке выразили немногие композиторы с потрясающей силой и всеохватностью - я бы сказала, что это прежде всего Чайковский, затем Рахманинов(Второй фортепианный концерт, циклы романсов) и Свиридов. Это наиболее русские композиторы в музыке. Даже Михаила Глинку я сюда не отнесу, несмотря на "Жизнь за царя"("Иван Сусанин"). Глинка учился в Италии и его музыка очень итальянская, она прекрасна, но кроме песни "Жаворонок" и Вальс-фантазии, этих двух наиболее известных и популярных его сочинений, в целом глинкинская музыка пронизана итальянским духом более, чем русским. Чего уж говорить о Дмитрии Бортнянском, этом "русском Моцарте", одним из первых русских композиторов получившим музыкальное образование и композиторскую школу в Италии. К сожалению, в России почти забыт, хотя и незаслуженно. Его опера "Сокол" была написана на французский текст либретто-в эпоху когда Двор и аристократия еще говорила только по французски.
Шостакович? Да, Седьмая симфония "Ленинградская"-Этого достаточно.Это музыка-подвиг. Музыка-документ эпохи и его страстный призыв.
Но уже музыка Прокофьева достаточно элитарна и ...кто назовет хоть один ставший популярным фрагмент его колоссальног оперного полотна "Война и мир"по роману Л.Толстого? Эта опера больше известна западной публике, чем российской.

И тем паче, многие ли назовут что-то из оперы "Декабристы"Шапорина, которую композитор писал 30 лет? Такой огромный многолетний труд.Возможно, что это несправедливо и время откроет их с новым вниманием, как не сразу были открыты Вивальди и Й.-С.Бах, ныне самые популярные композиторы мира.

Но очевидно, что одной патриотической темы недостаточно, чтобы выразить душу страны и времени. Такая счастливая судьба выпала Георгию Васильевичу Свиридову.

16 декабря 2014г. Россия отметит 90-летия великого композитора России.
Приложение. Чтобы не перегружать текст эссе, выношу сюда сочинения Свиридова-давайте ихслушать и открывать заново русскую поэзию в магиечском криталле свиридовской музыки. Кстати, не только музыканты-академисты, но и исполнители в иных стилях могут почерпнуть для себя интересный материал. К примеру, для исполнителей бардовской песни я слышу более подходящим, чем для академистов- "О, Родина, счастливый и неисходный час!" из цикла на стихи Есенина "Отчалившая Русь". Сколько не слушала у выдающихся певцов-ни одно не покорило, кроме исполнения хором мальчиков.
------------

илл.Русь-тройка. Замечательно выражена вечная тема Руси-тройки в цикле "Метель " Свиридова!
Сочинения
7 маленьких пес для фортепиано (1934—1935)
6 романсов на слова А. С. Пушкина (1935)
7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938)
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1936—1939)
Камерная симфония для струнных (1940)
3 романса на стихи А. А. Блока (1941)
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1942)
Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)
Соната для фортепиано (1944)
Романсы для голоса и фортепиано на стихи У. Шекспира (1944-60)
Квинтет для фортепиано и струнных (1945)
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946)
Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)
Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)
Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954—1955, не окончена)
Романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бернса в переводах С. Я. Маршака (1955)
Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи С. А. Есенина (1956)
Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)
«Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959; Ленинская премия, 1960)
Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырёх певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи А. А. Блока (1961—1969)
Music for chamber orchestra (orchestral version of the Quintet for Piano and Strings 1964)
«Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964; Государственная премия, 1968)
Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1964)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи С. А. Есенина (1964)
«Маленький триптих» (1964)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Б. Л. Пастернака (1965)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи А. А. Блока (1965)
Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Ф. И. Тютчева (1965)
Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера — тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час.
«Весенняя кантата» для хора и оркестра (1972)
Музыка к спектаклю Малого театра «Царь Фёдор Иоаннович» (1973)
Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973)
Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)
Кантата «Ода Ленину» на слова Р. И. Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976)
«Отчалившая Русь», цикл для голоса и фортепиано на слова С. А. Есенина (1977)
Гимны Родины для хора (1978)
25 песен для баса и фортепиано (1939—1979)
«Пушкинский венок» для хора с оркестром (1979)
«Ночные облака», кантата на слова А. А. Блока для смешанного хора a cappella (1979)
10 романсов на слова А. А. Блока (1972—1980)
«Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
«Песни», концерт для хора a cappella на слова А. А. Блока (1980—1981)
«Петербург», вокальная поэма (1995)
«Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения).
Фильмография
Георгий Свиридов — автор музыки к тринадцати фильмам:
1940 — Поднятая целина
1946 — Дон Сезар де Базан
1951 — Пржевальский
1952 — Римский-Корсаков
1953 — Великий воин Албании Скандербег
1956 — Полюшко-поле
1960 — Красная площадь
1961 — Воскресение
1964 — Русский лес
1964 — Метель
1966 — Время, вперёд!
1976 — Доверие
1982 — Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира
1996 — «Время Георгия Свиридова» — документальный фильм, 52 мин., режиссёр Никита Тихоно
Источник:http://www.stihi.ru/2015/01/26/9782 - Произведения / Стихи.ру - национальный сервер современной поэзии

Метки: летию, Музыка, Свиридова, душа, Росси

Рубрика: Стихи и проза

Стихи на слова

больше, будет, было, быть, Весна, весны, Ветер, вечер, война, время, всегда, всех, глаза, город, день, дождь, друг, Душа, души, Если, Есть, женщина, жизни, жизнь, Жить, Зачем, зима, Когда, Лишь, Любви, любить, люблю, Любовь, люди, меня, много, моей, может, мысли, надо, Небо, ночи, ночь, опять, осень, Памяти, память, Песня, Письмо, Почему, поэт, Просто, Пусть, путь, рождения, России, Свет, себе, себя, сегодня, сердце, Сказка, слова, снег, снова, солнце, Сонет, стих, стихи, счастье, счастья, твой, тебе, тебя, тобой, Только, утро, хочу, Часть, человек

Заработок в интернете без вложений

Опрос

Вы перфекционист?

Просто да
Да, и это мешает мне в жизни
Да, и горжусь этим
Просто нет
Нет, и счастлив(а) этим
Нет, но очень хочу им стать
А кто это?