Стихи и Проза

Альманах 62. Сад в русской поэзии

Просмотров 501   |   Комментариев 0   |   Поддержка
В номере:
А. Фет

И. Бунин

А. Толстая

Е. Дитерихс

А. Будищев

И. Когольницкая

Т. Буевич
...........Страницы милые опять персты раскрыли;

...........Я снова умилён и трепетать готов,

...........Чтоб ветер иль рука чужая не сронили

...........Засохших, одному мне ведомых цветов.
...........О, как ничтожно всё! От жертвы жизни целой,

...........От этих пылких жертв и подвигов святых –

...........Лишь тайная тоска в душе осиротелой

...........Да тени бледные у лепестков сухих.
...........Но ими дорожит моё воспоминанье;

...........Без них всё прошлое – один жестокий бред,

...........Без них – один укор, без них – одно терзанье,

...........И нет прощения, и примиренья нет!

....................(Афанасий Фет)
Сад. Как часто он встречается нам в стихах! Редкий поэт не писал о саде. Невозможно представить себе дворянского имения без сада (так раньше назывался парк), и создавался

он не для получения урожая, а для эстетического наслаждения. С этим участком возделанной и облагороженной земли были связаны воспоминания о любовных свиданиях, грустных, одиноких прогулках, встречах и прощаниях… и, конечно, надежды.
Сад часто воспевается и в народных песнях.
Уж ты вен ли, мой веночек,

В саду розовый цветочек!

Мне куда тебя, веночек, положить?

Положу тебя, веночек,

В саду розовый цветочек,

На голову ко девице,

Ко назвАной ко сестрице.

Как не брат с сестрой сходилися,

Как не брат с сестрой поклонилися,

Поздоровалися и распростилися.
Но сегодня мы говорим о русской дворянской культуре. В обустройстве сада и дома помещики прежде всего руководствовались
эстетическими интересами, их не занимали меркантильные вопросы. Многие, даже
не богатые, имели свои крепостные оркестры, ведущих музыкантов обучали в Италии, руководил оркестром приехавший из заграницы
дирижёр; оркестрантов надо было обеспечить музыкальными инструментами, достойными костюмами. На концерты съезжались соседи, и ни о какой плате, конечно, не могло быть и речи. И очень часто такой помещик скоро разорялся, да так, что не оставалось у него ни дома, ни сада.
Распространены были и крепостные театры. Многие актёры, вышедшие из крепостных, составили, славу русской сцены. Дворянство занималось живописью, коллекционированием картин, составляя свой маленький эрмитаж – уголок отшельника. И, конечно, невозможно было представить помещичьего дома в деревне без сада.
В изображении сада в поэтических произведениях есть какой-то утраченный нашим пониманием смысл, как есть он и в построении садов в «дворянских гнёздах». Сад влиял на формирование человека, пробуждая в нём желание творчества, способствуя его лирической настроенности. Сегодня мы не в силах найти «тот тайный смысл построения сада, который когда-то был в нём заложен. Даже в Спасском-Лутовинове… мы не можем правильно раскрыть смысл его аллей, полян, отдельных композиций. Уверенно мы говорим: «пересекающиеся аллеи», менее уверенно: «похожие на римскую цифру ХIХ», есть толкование: масонский знак, скрещённые мечи. Сейчас, во времена интереса к астрологии, можно бы ввести и ещё одно объяснение. Часть регулярной липовой посадки, например, имеет сходство с графическим изображением символов знаков зодиака» *

Известный литературовед Л.Н. Афонин говорил о парке в Спасском-Лутовинове как об особенной реликвии, имеющей огромное значение для понимания творчества Тургенева.
Аллеи лутовиновского парка,

Посаженные в форме цифры девятнадцать,

Молчали в свете дня, и было жарко

Деревьям старым и высоким, и подняться

К вершинам их ленились птицы.

Казалось, свет зеленый снится,

И так хотелось дольше в нем остаться.
Безветренная тишь, безлюдный пруд

И аромат цветов, плывущий мне навстречу.

Казалось, что вот-вот я встречу

Хозяина, гуляющего тут,

Вернувшегося из далеких стран,

Чтоб перед смертью поклониться дому

И дубу старому и дорогому,

И приобретшему за жизнь так много ран.
И у каретного сарая и конюшни,

Вдыхая жадно запах лошадей,

Остановилась я послушать

Тревожный, чуткий всхрап коней.

Как много изменилось с прошлых дней:

Парк поредел, и новые деревья появились -

Растут вне плана там и тут.

Аллеи старые зовут,

Они так часто ему снились.
................(Т. Буевич)
Ушёл в прошлое XIX век, оставивший нам великую русскую гуманистическую литературу. Погибли великие произведения ландшафтной архитектуры, служившие местом отдохновения от забот и творческого вдохновения для поэтов прошлого. Но ещё в начале ХХ века остатки разорённых имений, неожиданно открывающиеся взору, волновали чуткие души поэтов уже нового тогда века.
Иван Бунин:
« - Хочешь пройдёмся немного?

На душе у меня делалось всё тяжелее, я безразлично отозвалась:

- Хорошо…

Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой улыбкой вспомнил стихи Фета:
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот…

- Капота нет, - сказала я. – А как дальше?
Смотри – меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстаёт…

- Какой пожар?

- Восход луны, конечно. Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих стихах…

- Что ты?

_ Ничего, милый друг. Всё-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя…
Одевшись, мы прошли через столовую на балкон, сошли в сад. Сперва было так темно, что я держалась за его рукав. Потом стали обозначаться в светлеющем небе чёрные сучья, осыпанные минерально блестящими звёздами. Он приостановился, обернулся к дому:

- Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер…
Убили его – какое странное слово! – через месяц, в Галиции».
( «Холодная осень», «Тёмные аллеи»)
ГОЛУБИ
Раскрыт балкон, сожжён цветник морозом,

Опустошён поблекший сад дождями.
Как лунный камень, холодно и бледно

Над садом небо. Ветер в небе гонит

Свинцовые и дымчатые тучи.

И крупный ливень с бурей то и дело

Бежит, дымится пО саду… Но если

Внезапно глянет солнце, что за радость

Овладевает сердцем! Жадно дышишь

Душистым влажным воздухом, уходишь

С открытой головою по аллее,

Меж тем как над аллеей всё приветней

Синеет небо яркое – и вдруг

С гумна стрелою мчится белый турман

И снежным комом падает к балкону,

За ним другой – и оба долго, долго

Пьют из лазурной лужи, поднимая

Свои головки кроткие… Замрёшь,

Боясь их потревожить, весь охвачен

Какой-то робкой радостью, и мнится,

Что пьют они не дождевую воду,

А чистую небесную лазурь.

1903
В дни моего детства мне довелось месяц прожить в парке Н.В. Киреевского, сослуживца и приятеля отца Ивана Тургенева. К тому времени уже далеко в прошлом остались разрушительные 30-е годы; но ещё существовал этот изумительный парк – жемчужина России, ставшая никому не нужной и неоценённой в моё социалистическое время. Белый дом-дворец был отдан под больницу, где временно работала моя мама, и где нам была выделена комната с отдельным входом и высоким каменным крыльцом. Конечно, ни я, ни окружающие меня люди не могли постичь тот уровень миропонимания и духовного богатства этого парка, который окружал когда-то помещичий дом, в котором любила бывать Варвара Петровна Тургенева, и неоднократно гостили Фет и Лев Толстой. Каждый из нас тогда мог сказать о себе словами Есенина: «Был я весь - как запущенный сад». Но жив ещё был старый камердинер бывшего хозяина, знавший французский язык и побывавший с ним во многих странах Европы. В парке росли сотни видов деревьев, кустарников, были проточные пруды, тогда уже покрытые ряской, тёмные аллеи между вековых деревьев… А когда-то ранее были там и скульптуры, и беседки, и гроты, и фонтаны; но даже следов от них я уже не увидела.
Судьба старых дворянских садов России трагична, с исчезновением их утрачиваются и философские основы отношений человека и природы. Исследуя эту проблему, академик Д.С. Лихачёв писал: «Сады и парки создают своего рода «идеальное взаимодействие человека и природы, «идеальное» для каждого этапа человеческой истории, для каждого творца садово-паркового произведения…»**
Иван Бунин:

«… мы пошли куда-то на окраину города, в глухую, потонувшую в садах улицу, где, на обрыве над Орликом, в старом саду, осыпанном мелкой апрельской зеленью, серел давно необитаемый дом с полуразвалившимися трубами, в которых уже вили гнёзда галки. Мы постояли, посмотрели на него через низкую ограду, сквозь этот ещё редкий сад, узорчатый на чистом закатном небе… Лиза, Лаврецкий, Лемм… И мне страстно захотелось любви».

.............(«Жизнь Арсеньева»)
Очень часто мы слышим звучание этих старых садов в музыке русского романса ХIХ века, где мелодия более, чем в песне, связана со стихом. Это тонкое слияние музыки и поэзии присутствует в романсах М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Балакирева, Ц. Кюи, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова… Творчество великих создателей романсов развивалось во взаимодействии с поэзией (П.И. Чайковский и А.К. Толстой, Н.А. Римский-Корсаков и А.Н. Майков…)
Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдёт,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветёт.
И в больную усталую грудь

Веет влагой ночной… я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

............А. Фет.
На это стихотворение написана музыка Т. Толстой.
Очень часто известные и любимые нами романсы написаны совершенно неизвестными для нас авторами. Может быть, поэт или композитор многое писал в своё время; но живёт и до сих пор пользуется популярностью один, написанный им в часы эмоционального подъёма, и мы чувствуем его искренность в стихах и музыке. А может быть, он написал за свою жизнь только один романс, который так же звучит сегодня и заставляет нас волноваться и испытывать это странное смешанное чувство наслаждения и грусти.
МЫ ВЫШЛИ В САД.
Слова А. Толстой, музыка М. Толстой
Мы вышли в сад. Чуть слышно трепетали

Последние листы на липовых ветвях,

И вечер голубой, исполненный печали,

Бледнея, догорал в задумчивых лучах…
И плакали кругом печальные берёзы,

Вставала за горой туманная луна…

Мы молча шли, и накипали слёзы,

И дивной нежности душа была полна.
Казалось, эта ночь сулила столько счастья,

Чтоб тихо отогнать уснувшие мечты;

Но всё прошло… как в дивной, чудной сказке,

И далека та ночь, и так далёк и ты.
ЗВЁЗДЫ НА НЕБЕ.
Слова Е. Дитерихс, музыка В. Борисова
Снился мне сад в подвенечном уборе,

В этом саду мы с тобою вдвоём.

Звёзды на небе, звёзды на море,

Звёзды и в сердце моём.
Листьев ли шёпот иль ветра порывы

Чуткой душою я жадно ловлю.

Взоры глубОки, уста молчаливы:

Милый, о милый, люблю.
Тени ночные плывут на просторе,

Счастье и радость разлиты кругом.

Звёзды на небе, звёзды на море,

Звёзды и в сердце моём.
КАЛИТКА
Слова А. Будищева, музыка А. Обухова.
Лишь только вечер затеплится синий,

Лишь только звёзды зажгут небеса,

И черёмух серебряный иней

Уберёт жемчугами роса,
Отвори потихоньку калитку

И войди в тихий садик, как тень,

Не забудь потемнее накидку,

Кружева на головку надень.
Там, где гуще сплетаются ветки,

У беседки тебя подожду

И на самом пороге беседки

С милых уст кружева отведу.
Наивно? Да. Но хорошо, чисто, искренне, и душа хочет и просит этого пения, этих простых, иногда немного нескладных стихов.
В ХХ веке по-новому решается задача синтеза музыки и поэзии, возникает новый вид камерно-вокальных произведений – «стихотворение с музыкой». Подобного рода сочинения есть у С.И. Танеева, С. Рахманинова, С.Прокофьева («Пять стихотворений Ахматовой»)…

Но вернёмся к старому дворянскому саду. Какая же тайна скрыта в его создании? Грусть ли о потерянном рае? Мечта ли о возвращении его?
...............«О, как воздушно яблони цветут!..

................О, как кричат, качаясь, серафимы!»

.......................В. Набоков
Быть может, после долгого пути

Вернёмся мы домой, он будет раем,

И встретим тех, о ком давно мечтаем,

И чувств не будем прятать взаперти,
И нежный яблоневый цвет

Посыплется на наши лица,
И будут петь в деревьях птицы,

И будет нам семнадцать лет.

.............. Т. Буевич
Ирина Когольницкая
САД.
Скажи, зачем ведут дороги в сАД?

Путь к прошлому - ненужные старанья.

Он высох много лет тому назад

И прекратил свое существованье…
Но что влечёт настойчиво туда,

Где время больно пошутило с нами.

Где на ветвях заблудшая звезда,

Отплакала счастливыми слезами...
И ты зовёшь, тоскуя, вновь и вновь.

На кРАЙ, где март ещё в наряде чёрном,

Следит за тем, как юная Любовь,

Дыханьем греет замершие корни.
Ошибки наши - люди повторят,

О, небо, не суди их слишком строго.

Проходим через РАЙ и через АД,

Земной судьбы запутана дорога...
____

*Ю. Семеняко «Это был старый усадебный сад». Тургениана. Сборник статей и материалов Государственного литературного музея И.С. Тургенева.Орёл 1991.

** Осенью 1990 г. в Крыму состоялась встреча учёных, тема её была «Образ сада в истории мировой философии».
Источник:http://www.stihi.ru/2007/09/30/1020 - Произведения / Стихи.ру - национальный сервер современной поэзии

Метки: Альманах, русской, поэзии

Рубрика: Стихи и проза

Стихи на слова

больше, будет, было, быть, Весна, весны, Ветер, вечер, война, время, всегда, всех, глаза, город, день, дождь, друг, Душа, души, Если, Есть, женщина, жизни, жизнь, Жить, Зачем, зима, Когда, Лишь, Любви, любить, люблю, Любовь, люди, меня, много, моей, может, мысли, надо, Небо, ночи, ночь, опять, осень, Памяти, память, Песня, Письмо, Почему, поэт, Просто, Пусть, путь, рождения, России, Свет, себе, себя, сегодня, сердце, Сказка, слова, снег, снова, солнце, Сонет, стих, стихи, счастье, счастья, твой, тебе, тебя, тобой, Только, утро, хочу, Часть, человек

Заработок в интернете без вложений

Опрос

Предыдущий год для Вас был удачным?

в целом да
затрудняюсь сказать
скорее нет
однозначно да!
нет