Эрос и Танатос Дины Немировской
В самом конце 2014 и в начале 2015 года в Издательско-полиграфическом комплексе «Волга» Астрахани вышли в свет две книги Дины Немировской - «Нам некогда молчать» и «Лишь бы не было новой войны…». Дина Леонидовна – яркий современный поэт, автор, обладающий внятным, довольно жёстким поэтическим стилем, давно и вполне сложившийся.Она осознанно следует в своём творчестве двум основным векторам. Эти векторы продиктованы и личной, совсем непростой, судьбой, и судьбой нашей страны, и общечеловеческой картиной жизни первых пятнадцати лет нового столетия. В стихах Немировской потоки мыслей, образов и рифм воплощены в двух вечных и всеобъемлющих темах: любви и смерти. В теме женской, зрелой и страстной, любви, раскрываемой честно и совершенно не сентиментально,и смерти, властно приводящей на её страницы тему войны.В наш век, увы, совсем несложно встретить современника, имеющего свой личный военный опыт. У многих за плечамиАфганистан, Чечня,Украина. Вот и Дина Немировская знает, что такое война, не понаслышке. Она слышала вой сирен за окнами и видела ужас в глазах свой престарелой матери, босиком стоящей на цементном полу подъезда жилого дома в Ашкелоне.
А маме не спалось. Ей всё казалось,
Как многим, кем наполнена страна,
Что за окном – снег слякотный и талый,
Что всё идёт ТА страшная война,
Война её растерянного детства…
(«Всю ночь шли танки…»)
Линия жизни Дины имела резкое разветвление – шесть прожитых в Израиле лет, совпавших с очередным «витком напряжённости», как принято у журналистов безлико именовать вой ракет, бомбёжки, крик детей и гибель людей, в реальности напрочь лишенную киношной красивости и всякой надежды на хеппи-энд.
Два года назад Дина вернулась на родную землю, получив яркий и в чём-то горький опыт эмигрантской жизни. Вернулась, не ожесточившисьсердцем против исторической родины, но захваченнаяновой, мощной и высокой, волной любви к тому городу,в котором для неё сосредоточилось всё: родные могилы, дом, главная встреча в жизни, дочь, призвание, друзья (а Дина умеет дружить!), любимое дело и растущая известность –к Астрахани. Красавице-Астрахани на высоком берегу Волги, неспешно катящей свои воды, такие же вечные и живые, как воды Иордана. Волга и есть свой, настоящий Иордан для поэта Дины Немировской…
Ах, Астрахань! Непреходящее диво,
Любовь здесь нежна и легка.
Как Крымская башня с подсветкой красива!
Как площадь ночами тиха!
В любимом окне отражается юность.
И Волга – в счастливых глазах.
Восточное чудо. Славянская лунность.
Мечты запредельной размах.
(«Ах, Астрахань!..»)
Великая река и город на ней – непересыхающий источник её вдохновения. Удивительным теплом наполненыстихи Дины о старых астраханских двориках, о переулке Кибальчича, о кинотеатре «Луч» – местах её детства, юности, о её малых «родинках». Эти стихи – чистопородные речные жемчужинкипоэтической шкатулки Дины.
Читателя ждёт захватывающее знакомство с двумя небольшими по формату, стильно оформленными книжицами, в русла которых влились, разделяясь, её стихи последних лет. Стихи, вобравшие в себя опытлюбви и войны…
Рассказать вам, друзья, что такое война?
Это – взорваннаяночи тишина.
Это – гуд самолётов, пронзительный рёв,
Предвещающий вой, мол, «Всегда будь готов!»
А убежище – лишь за четыре двора.
А за окнами – пыльных буранов пора.
(«Рассказать вам, друзья, что такое война?»)
Варлам Шаламов писал, что «поэзия – это судьба, а не ремесло», и что «пока кровь не выступает на строчках – поэта нет, есть только версификатор». С полной ответственностью заявляю, что на строчках сборника «Лишь бы не было новой войны…» есть запёкшаяся кровь… Дина – поэт очень трезвый. Её подача военной темы предельно реалистична и лишена пафоса. Где бы война ни происходила, в России в сорок первом году, в Израиле или Украине наших дней – это глубоко личностно переживаемое общее горе, хотя Дина не так уж часто говорит от первого лица. И ещё война для неё – синоним смерти. Поэтому именно в облике войны выступает Танатос Дины Немировской…
Убежденная пацифистка, Дина отнюдь не сторонница непротивления злу насилием. Её оружие – данный ей поэтический голос. И она уверена в его силе в тот миг, когда«вселенская шальная клоунада // Трясёт опять, как грушу, хрупкий мир», восклицая:
Войны – не надо!
Слышите? Не надо!
Изыди, Молох!
Охолонь, вампир!
(«Вселенская шальная клоунада…»)
Поэт, задумывающийся о смерти, обязательно отвечает в своём творчестве на вызовы Жизни, находится в философском поискеГармонии. К этой проблематике вплотную прилегают стихи Дины на библейские темы. Лишённая конфессиональной составляющей, она и в этом цикле верна себе. Главные вопросы бытия решаются ею через дилемму Войны и Любви, через реальные, давние и сегодняшние, трагедии народа, кровь которого так горяча в её жилах:
Было всё.
Крестоносцы,
египетский плен,
тлен
и Гитлер,
Отчужденье,
рассеянье,
камер удушливый газ.
В Гефсиманском Саду
Камень слышал такую Молитву,
Что спасала Народ
Не единожды.
Тысячи раз.
(«В Гефсиманском Саду»)
Позиция Немировской-поэта далека от смиренной тишины. Даже обращаясь к образу Христа в своей философской лирике, она трактует его как лишний повод «встряхнуть», пробудить своего читателя. Понимая и допуская, что «у каждого из нас – своя Голгофа,//Свой, навсегда покинутый, Эдем», она резка в финальном выводе стихотворения «Грешникам»: «Эй, грешник! Отойди! Не трогай гвозди!// Иисус и так распят был за тебя». Не некая отвлеченная сила, но сам человек создаёт свою жизнь и отвечает за неё. И от его постоянно делаемого выбора зависит, какой она будет.
По словам Варлама Шаламова, которого мы уже цитировали сегодня, «чувства гораздо богаче мыслей».
Стихи Дины Немировской, представленные в её втором сборнике «Нам некогда молчать», погружают читателя в разнообразный, накалённый или женеожиданно тихий, чувственный мир поэта, в мир её Эроса.
Поражает их предельная открытость и смелость, полное отсутствие морализаторства и желания казаться лучше, чище и выше, чем ты есть на самом деле. Наиболее часто встречающаяся форма среди них – страстный монолог. Это может быть и шёпот, горячий и нежный. Но никогда – лепет.
Лирическая героиня Немировской динамична, умна и точна в выражении своих чувств, что заставляет нас вспомнить высокие образцы цветаевской лирики.Допущу мысль, что Дина многому научилась, прислушиваясь к её «непобедимым ритмам». А ритм для такого сложного жанра, как любовная лирика – это пульс, это биение сердца, это – жизнь. В книге есть и явные следы Марины: эпиграфы, скрытые цитаты, обращения.
Та, которая – выше ниши
У которой – и ТАМ болит.
К ней взываю…
(«Шахразада взамен царевны…»)
В любовной лирике Немировская никогда не ощущает себя жертвой.Любовный сюжет подчас окрашивается в романтическиетона, а иногдаявно слышатся обобщающие, дажеэпические ноты. Показательны имена, даваемые ею своим героям: Мужчина-Смерть, Мужчина-Жизнь... Героиня находится в поиске-вызове равного себе среди толпы «второстепенных героев» (так, кстати, называется одно из её стихотворений).
Любовь в стихах Дины – острое, горячее, но всецело земное чувство. Чувство, которому по силам преодолеть холод Леты, в поисках любимого развеять мрак Аида …
Мы – звенья скрюченной цепи.
Над всхлипом сумерек кроватных
Бредут, шатаясь, по степи
В обнимку Эрос и Танатос.
(«Гармония распада»)
…и вопросить к тому, кто памятен, а, значит, жив.
Тень Мужчины-Смерти (безвременно и трагически ушедшего из жизни гражданского мужа Дины Немировской – поэта и актёра Сергея Бендта) сквозит в её лучших стихах как прямое упоминание, философская отсылка или внезапный укол памяти. Но, бережно храня воспоминания о любимом человеке, Дина выбирает жизнь. И её женская жажда счастья посылает ей новые чувственные опыты, и – новые стихи.
Нет, искренность не чужда искусу!
По мановению мгновения
Любовь опять подкралась исподволь
И одарила вдохновением.
(«Нет, искренность не чужда искусу!»)
В своём творчестве поэт Дина Немировская отчётливо наследует традиции русской советской поэзии. Строфика и ритмика Роберта Рождественского, открытость, чуткость к слову и его звукопостроениям Андрея Вознесенского, нежный лиризм и мужество Юлии Друниной, Риммы Казаковой ею глубоко усвоены. Однако, несомненно, Дина обладает своим внутренним ритмом, своим авторским стилем и почерком.
Особый крой личной судьбы, чуткость к общей боли людей плюс каторжный труд делают просто литературно одарённого человека настоящим поэтом, художником, мастером слова. Дина не зарыла в землю отпущенный ей Богом талант. Её работоспособность отражается в количестве и разнонаправленности опубликованных работ, это и труды по краеведению, и книга очерков об ушедших из жизни астраханских поэтах, друзьях Дины, светлую память о которых Дина преданно несёт. Это и её преподавательская работа в литературных студиях для детей и юношества.
Дина Немировскаяне рассуждает о том, какое место под солнцем уготовано её стихам в будущем. Томительная рефлексия по поводу работы «в стол» совершенно не её жанр. Дина каждый день возделывает и обустраивает свой поэтический сад. Пожелаем же ей новых книг, новых бессонных ночей за рабочим столом, новых порывов вдохновения, которому она отдаётся так искренне,так ответственно и так щедро.
Ольга Флярковская, театровед, ведущая Творческого клуба «Чернильная Роза», лауреат поэтического конкурса «Звезда Николая Рубцова»-2015, г. Москва
Источник:http://www.stihi.ru/2015/03/28/7268 - Произведения / Стихи.ру - национальный сервер современной поэзии
Рубрика: Стихи и проза
Стихи на слова
больше, будет, было, быть, Весна, весны, Ветер, вечер, война, время, всегда, всех, глаза, город, день, дождь, друг, Душа, души, Если, Есть, женщина, жизни, жизнь, Жить, Зачем, зима, Когда, Лишь, Любви, любить, люблю, Любовь, люди, меня, много, моей, может, мысли, надо, Небо, ночи, ночь, опять, осень, Памяти, память, Песня, Письмо, Почему, поэт, Просто, Пусть, путь, рождения, России, Свет, себе, себя, сегодня, сердце, Сказка, слова, снег, снова, солнце, Сонет, стих, стихи, счастье, счастья, твой, тебе, тебя, тобой, Только, утро, хочу, Часть, человекОпрос
Вы когда-нибудь отправляли деньги в простом письме?