Стихи и Проза

История Кадма. Часть 23. Откуда прилетел Люцифер?

Просмотров 520   |   Комментариев 0   |   Поддержка
Если вы думаете, что Люцифер - это "князь тьмы", то, наверняка слегка ошибаетесь.
Начнём с того, что Люцифер - латинское слово. В греческих преданиях ему соответствует Эосфор или Фосфор ("Светоносец"). Считался сыном титана второго поколения Астрея и его супруги Эос - богини утреннй зари, дочери титана Гипериона и титаниды Теи. Является отцом Кеика, трахинского царя. Миф о Кеике и Алкиное рассказал ещё Гомер.
И вообще, Люцифер - это воплощение утренней звезды (Венеры) и, соответственно, её божество. Упоминается в Энеиде:
Той порой Люцифер взошел над вершинами Иды,

День выводя за собой.
Цвет Венеры - белый. По крайней мере, так считается.
В иудаизме первое упоминание о Люцифере встречается в Книге пророка Исайи. В оригинале употреблено еврейское слово «хейлель» (утренняя звезда, денница). Хей-лель - тоже наводит на определённые размышления...
Иероним Стридонский при переводе указанного места из Книги Исайи применил латинское слово lucifer («светоносный», «свет несущий»), использовавшееся для обозначения «утренней звезды». А представление о том, что, подобно царю Вавилона, низвергнутому с высот земной славы, и Сатана некогда был низвергнут с высот славы небесной, привело к тому, что имя Люцифер было перенесено на Сатану. Это отождествление подкреплялось также замечанием апостола Павла о Сатане, который «принимает вид Ангела света».

Однако у самого Иеронима слово «светоносный» не использовалось как имя собственное, а лишь как метафора. Создатель Вульгаты использовал это слово и в других фрагментах Писания, даже и во множественном числе. Однако именно перевод Иеронима, который пользовался огромным авторитетом в христианском мире, в конечном итоге послужил основой для придания латинскому эквиваленту еврейского «хейлель» значения личного имени Сатаны.
А вот в Новом Завете с утренней звездой сравнивали уже Иисуса Христа…
Хочу повторить определение термина «Западно-семитская мифология» – это мифология народов хананейско-аморейской (угаритяне и финикийцы, иудеи и израильтяне во время отступления от монотеистического культа Яхве, моавитяне, аммонитяне, эдомитяне) и арамейской групп, населявших с IV-III-го тыс. до н. э. Сирию и Палестину. Из перечисления народностей видно, что угаритяне, финикийцы, иудеи имели общие мифологические представления, также как и «израильтяне во время отступления от монотеистического культа Яхве». А теперь обратимся к угаритским мифам.
БАЛУ И МУТУ
«К Балу на гору Цапану пожаловали гонцы Муту Могучего, Илу любимца…

— Тебе повеленье от Муту, Илу любимца. Балу, умом пораскинь… В ущелье мое приглашаю я, Балу, тебя и братьев твоих. Будешь сидеть на пиру рядом с моею родней. Но, что бы ни скушал ты, что бы ни выпил ты, придется тебе изрыгнуть. Ибо проткну я тебя, так же как ты поступил, когда Латану поверг, гибкого змея убил, повелителя о семи головах.

Выслушав эти слова, вестникам Муту Балу ответил: — За вами пойду я. Надо взглянуть на того, что гибелью мне грозит, хотя нас обоих мать одна на свет родила…

Муту доволен был, что недруг его устрашен, что он покорился ему.

— Ах, вот ты какой! — громко он произнес. — Явился готовый служить. Спускайся же дальше вниз вместе со свитой своей…

Балу покорен был. Он сошел на поля, какими владеет Лев, богини Мамету5 супруг. Там с Коровой он был обручен, на ложе любви с ней лежал семь и семьдесят раз. Когда же сошел с нее, тотчас дух испустил. Корова тельца родила.

Муту предстали гонцы перед Илу самим и сказали ему:

— Из бездны к тебе мы пришли, край пастбищ подземных пройдя, поле Мамету Льва. Балу увидели мы там в глубинах земных. Пришли мы, чтобы сказать: скончался князь, владыка земли.

Известием этим был благостный бог потрясен…

Балу мертв!
Горе тебе, народ!
Сына Дагану нет!
Горе твари любой!
Вместе с Балу спущусь
И я в утробу земли.

Анату бродила по миру. Все обшарила горы, вплоть до земной утробы, вплоть до пастбищ до нижних, опустилась к полям, какими владеет Лев, богини Мамету супруг. Балу нашла и накрыла его одеянья смертным покровом…

Спустилась вместе с Анату Илу лампада — Шалаш. Насытилась плачем она. Утолила жажду слезами…

С тяжестью на плече Анату на высоты Цапану вступила. Оплакала Балу она, и погребла, и села прямо на землю. Шестьдесят заколола быков, чтобы дать душе Балу усладу, шестьдесят заколола козлов, чтобы дать душе Балу усладу…

Затем обратилась к Илу, горечи не скрывая:

— Ты бы, родитель и царь, к Асирату слова обратил, чтоб она с сыновьями явилась на погребенье, на тризну могучего Балу. А то ведь могут подумать, что скорбь их не посетила и рады они, что Балу Могучий умер.

Насмешки не понимая, Илу сказал Асирату:

— Владычица! Вместо Балу, что удалился из жизни, своего ты выбери сына, какого сама пожелаешь, на трон я его поставлю, который ныне пустует.

Асирату назначила сына. Астар Ужасный ему было имя. Поднялся на вершину Цапану, на трон взгромоздился, но пятки его болтались, скамеечки не доставая, голова его в трон уперлась, подголовья не достигая.

День за днем проходили. Дева Анату страдала…

По прошествии многих дней дева Анату Муту вновь посетила…

Муту схватила она, сына любимого Илу. Мечом его рассекла, пропустила сквозь сито, прожгла на огне, меж жерновами размолола и, чтобы птицы не съели, пернатые не расклевали, рассеяла в море. Тогда же Илу уснул и голос во сне услыхал:

— Вот посмотри! Балу живет! Всмотрись, о милосердный бог, вновь существует он, князь, правитель земли…

Возвысился голос Анату:

— Слушай, Шапаш, повеление Илу Быка, отца твоего. Хочет он знать, где пребывает Балу Могучий, князь и правитель земли.

— Буду я Балу искать! — Шапаш обещала.

— Я тебе помогу, — сказала Анату.

Вот проходит день, за ним проходит другой, по прошествии многих дней Шапаш вместе с девой Анату Балу нашли под землей, путь на гору Цапану ему указали. Балу, вернувшись, Астара схватил, с трона на землю швырнул и разметал всех мужей, что Астару служили. Снова на царстве бог Хаддад…

На годе седьмом вновь появился Муту, Илу любимец. Возвысил голос он свой:

— Из-за тебя я, Балу, принял позор, из-за тебя пропущен сквозь сито, меж жерновами раздроблен, обожжен над огнем, в муку превращен, в море рассеян.

Не захотел Балу Муту внимать, спиной к нему повернулся, удалился на гору Цапану, на высоты свои.

И собрал Муту свою свиту, семь верных ему юнцов, кабанов восемь. Им сказал:

— От Балу, от брата, обиду я претерпел, хотя нас мать одна родила. Идемте со мной. С Балу хочу я сразиться…

Друг с другом схватились они…»
Окончание истории изложено мной в предыдущей части. А здесь есть интересные параллели.
В иудаизме – Хейлель (денница, утренняя звезда), в христианстве - Люцифер (эпитет Сатаны, но мы помним и о значении «светоносный»). В угаритском мифе – сын Асирату Астар. Астар – это звезда, значит тоже «светоносный». Сравните: в английском звезда – star, по-гречески – ;;;;;; (astеri). Обоих свергли с вершины власти: первого сам Господь, второго – Балу. Вот только Яхве сам боролся с золотым тельцом Баалом, чтобы иудеи не поклонялись ему. Так кто есть кто?! И в каждом случае есть указание на богиню любви (планета Венера и Астарта, отождествляемая с Афродитой), так что речь об одном и том же событии.
В Библии сказано, что Сатана был сотворён ангелом в чине херувима; он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты», обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордившись (Иез. 28:17) и пожелавши быть равным Богу (Ис. 14:13-14), был низвержен на землю. Вслед за ним последовала часть ангелов, превратившихся в демонов.
Библия описывает Сатану также в образе Левиафана. Здесь он — огромное морское существо или летающий дракон. В Библии Сатана бросает вызов Господу. В угаритском мифе сказано, что семиголового змея Латану победил Балу, причем ещё до того, как самого Балу погубил Муту. Значит, Астар-Люцифер и Латану-Левиафан – это не один и тот же герой.
Интересен ещё один момент. Угаритский повелитель водной стихии бог Ямму, обращаясь к Илу, называет Балу давним своим рабом. Почему? Помните, за убийство Геракла продавали в рабство. А ведь до этого и вовсе было: кровь за кровь, глаз за глаз… Не найдена запись мифа о том, как Балу убил Латану, но напрашивается мысль о тесной связи Ямму с Латану. Иначе просто нет объяснения словам Ямму, а ведь боги, во главе с Илу, никак не оспаривают их.
А теперь я предлагаю вернуться к греческому Эосфору. По Гесиоду, он сын богини утренней зари Эос и титана второго поколения Астрея. Впрочем, об Астрее упоминают и Псевдо-Аполлодор, Нонн, Гигин. Но здесь интереснее Эос.
Её имя происходит от праиндоевропейского корня haus-os. Значения корня отыскать не получилось, но… Наткнулась на значения литовских слов: aust – расцветать, austra – заря, austrums – восток. Все эти значения связаны с восходом солнца. А сама Эос связана с индоевропейской Ушас (usas) – божеством ведийской мифологии, олицетворением утренней зари. Если глубже копать, то известно, что с Ушас враждует Индра (царь девов, громовержец, победитель Вритры-змея). Балу, названный в мифе Хаддадом, тоже является громовержцем. Видите, как на самом деле всё заимосвязано!
Я читаю haus-os примерно как «хасос». О! Какое открытие меня здесь ожидало! Дело в том, что перед этим в небезызвестной Википедии я отыскала, как звучит имя Пригожего-и-Мудрого: Котар-ва-Хасис. Причем попытка объяснить значение слова «хасис» как сын Хаси меня сразу же не устроило. Здесь еврейскому толкованию ставлю «неуд.», праиндоевропейский изучать – явно полезное занятие.
Имя «Пригожего…» в другом источнике приводится несколько иначе: КУСАР-И-ХАСИС (Кусао-ва-Хасис, "Пригожий и мудрый") - в древней семитской мифологии бог-ремесленник, изготавливавший оружие (палицы) для воинов и предсказывающий исход битв с этим оружием. Согласно преданиям, Кусар-и-Хасис обладал даром предвидения и изобретательства. В более поздних мифах считалось, что он был порожден Вечностью (Уломом) и ему принадлежит слава "устроителя Космоса" (он расколол "мировое яйцо" на 2 части, из которых возникли небо и земля).
Отмечу, что Пригожий-и-Мудрый отождествляется с Гефестом, кузнецом и первым мужем Афродиты (та же богиня любви, что и Астарта-Асирату). Отмечу также, что Гефест, в свою очередь, отождествляется со славянским Сварогом. Эту тему пока только обозначу.
А что первая составляющая имени – Котар? Перевода не нашла. Зато вспомнила о катарах, живших на юге Франции, востоке Испании и в итальянской Нарбонне. Ведь один из своих крестовых походов католическая церковь направила именно против них. Не просто направила, она их беспощадно истребила, всех, и мужчин, и женщин, и детей…
В греческой мифологии упоминается Ладон - титан, который, как и многие титаны после поражения в Титаномахии, превратился в чудовище — дракона. Также встречается форма имени Лафон или Лефон.
В греческой мифологии рассказывается об огнедышащем драконе с сотней голов, который обвивает свое змееподобное тело вокруг дерева с золотыми яблоками. Это чудовище отправила в сад Гесперид богиня Гера, жена Зевса. Ладон должен был охранять золотые яблоки от похитителей. Ни одна из ста голов дракона никогда не спала, и каждая говорила своим особенным голосом. Двести свирепых и бдительных глаз Ладона были гарантией того, что никто не приблизиться к золотым яблокам. Любой, кто осмеливался приплыть к краю земли в поиках золотых яблок Геры, рисковал быть разорванным на части громадными зубами Ладона или быть задушенным в кольцах его мускулистого тела.
Одиннадцатый подвиг Геракла состоял в том, чтобы тот принес Еврисфею три золотых яблока. Герой попитал наконечники своих стрел ядом Лернейской Гидры и выпустил их в Ладона через стену сада. Ужасный дракон упал, сраженный отравленными стрелами, а Геракл спокойно вошел в сад и сорвал яблоки. Позднее проплывавшие мимо аргонавты говорили, что видели поверженного дракона, у которого чуть подрагивал лишь кончик хвоста.
После гибели Ладона Гера отправила его на небо. Так появилось созвездие Дракон, которое вечно извивается вокруг Полярной звезды, подобно Ладону, который вился вокруг дерева с золотыми яблоками.
Не очень оптимистично для завершения рассказа… Но хочу напомнить, что остался Люцифер, да и с Ямму ещё не до конца всё понятно. До новых, как говорится, встреч!
Источник:http://www.stihi.ru/2015/02/10/1315 - Произведения / Стихи.ру - национальный сервер современной поэзии

Метки: История, Кадма, Часть, Откуда, прилетел, Люцифер

Рубрика: Стихи и проза

Стихи на слова

больше, будет, было, быть, Весна, весны, Ветер, вечер, война, время, всегда, всех, глаза, город, день, дождь, друг, Душа, души, Если, Есть, женщина, жизни, жизнь, Жить, Зачем, зима, Когда, Лишь, Любви, любить, люблю, Любовь, люди, меня, много, моей, может, мысли, надо, Небо, ночи, ночь, опять, осень, Памяти, память, Песня, Письмо, Почему, поэт, Просто, Пусть, путь, рождения, России, Свет, себе, себя, сегодня, сердце, Сказка, слова, снег, снова, солнце, Сонет, стих, стихи, счастье, счастья, твой, тебе, тебя, тобой, Только, утро, хочу, Часть, человек

Заработок в интернете без вложений

Опрос

Вы когда-нибудь отправляли деньги в простом письме?

нет
да, бывало, всегда доходили
да, но не всегда доходили до адресата